Горячая линия

(пн-пт 9.00 - 18.00)

+7 (925) 097-15-67

+7 (925) 097-16-18

+7 (925) 097-16-12

  • Русская версия
  • English version


Через три дня ФТС на большой дороге станет можно все

165464846

С 30 августа таможенники смогут останавливать все большегрузы массой свыше 3,5 тонн не только на госграницах, но и на территориях 22 субъектов страны. Такое право им дает новая редакция закона «О таможенном регулировании», вступающая в силу уже в эту среду.

Расширение полномочий ФТС потребовало внесения соответствующих корректировок в правила дорожного движения. Проект изменений в ПДД, подготовленный Министерством внутренних дел, в настоящий момент размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Пунктом 2.1.1 закреплена норма, согласно которой таможенники могут требовать документы на находящиеся в транспортном средстве еще не растаможенные грузы. Водители же обязаны предоставлять грузовики для «осуществления таможенного контроля». При этом работники ФТС получат право останавливать транспорт «в специально обозначенных местах в пределах зон таможенного контроля».

Если масса грузовика без нагрузки составляет 3,5 тонны и выше, то таможенник его может остановить и «на специально обозначенных территориях, определенных законодательством о таможенном регулировании». Причем имеет право сделать это самостоятельно без участия ГАИ. Однако если остановка грузовика происходит вне зоны таможенного контроля, проверка товаров и документов не может превышать двух часов.

 

Как мы уже писали ранее, под категорию «специально обозначенных территорий» попали 22 субъекта РФ. В их числе Республика Алтай, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, и Северная Осетия − Алания, Чеченская Республики, а также Алтайский и Ставропольский края, Астраханская, Брянская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Псковская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Тюменская и Челябинская области.

 

Каких-либо специальных требований к работнику ФТС в правилах не предъявляется. Интересно, что полномочиями по остановке грузовиков в зоне действия знака «Транспортный контроль» обладают и сотрудники Ространснадзора. Для привлечения внимания водителей они, согласно требованиям ПДД, должны пользоваться «диском с красным сигналом либо со световозвращателем» и дополнительным сигналом-свистком. Перевозчики в целом спокойно отреагировали на расширение полномочий ФТС.

 

Беспокойство вызывает готовность таможенников к новым обязанностям. – Если требования всех нормативов соблюдены, то пусть останавливают грузовики. Хотя в идеале, конечно, непосредственно остановкой и выдергиванием грузовика из потока должен заниматься гаишник, а проверкой – таможенник. Вопрос в том, насколько будут компетентны сотрудники, – выразил сомнения координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. – Есть случаи, когда грузовики в период весенних ограничений останавливают какие-то совсем непонятные люди, похожие на сотрудников ЖЭКов или слесарей, а это недопустимо.

 

Глава департамента таможенных операций логистической компании «Даксер» Тимур Давиташвили видит больше подводных камней в предлагаемых нововведениях. В частности, он отметил, что проверки не всегда могут осуществляться быстро и в местах контроля. – Если проверке подвергается фура с большим ассортиментом грузов, транспортное средство с товаром могут доставить на ближайший склад временного хранения для проведения полного таможенного досмотра. Придется платить за погрузо-разгрузочные работы и хранение на складе: досмотр может длиться не один день, – привел пример эксперт.

 

Соглашаясь с коллегой, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов видит в новых возможностях ФТС дополнительные коррупционные риски. – Сейчас ФТС активно внедряет автоматизацию процессов, позволяющую прекратить субъективный подход при таможенном оформлении. Проверки на дорогах дают повод для возврата назад – к субъективному подход, – резонно заметил эксперт. – Дополнительные проверки – это дополнительные логистические затраты: перепробег и простой автотранспорта, задержка с доставкой грузов. Также есть риск потери качества товара при дополнительных досмотрах. Все это также создает дополнительные коррупционные риски. Напомним, на данный момент ФТС проводит контрольные мероприятия по недопущению незаконного ввоза запрещенной продукции в составе мобильных групп, совместно с ГИБДД и Россельхознадзором. Ранее, в интервью «Известиям» начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев отмечал, что «патрулировать приграничные дороги и стоять в засадах на проселках» уже давно не эффективно. К тому же, анализ показал: продукция с признаками санкционной как правило доставляется в крупные оптово-розничные центры по всей стране.

Книги по складской, транспортной, закупочной логистике читать on-line

© 2018