Горячая линия

(пн-пт 9.00 - 18.00)

+7 (925) 097-15-67

+7 (925) 097-16-18

+7 (925) 097-16-12

  • Русская версия
  • English version


«Платон» подорожал вчетверо дешевле

 

 

 

 

Тариф за проезд грузовиков увеличится не на 1,53 руб., а всего лишь на 37 копеек
В конце марта 2017г. вышло постановление правительства об увеличении на четверть тарифа на проезд большегрузных грузовиков по федеральным дорогам в рамках системы "Платон". До вчерашнего дня планировалось, что тариф будет увеличен с 15 апреля вдвое, до 3,06 руб., однако премьер Дмитрий Медведев на встрече с представителями бизнеса поручил пересмотреть цены на проезд. Участники рынка называют такое развитие событий тяжелым компромиссом и запланированным политическим ходом.

На встрече с автоперевозчиками Дмитрий Медведев объявил о планах повысить текущий тариф для 12-тонных грузовиков при проезде по федеральным дорогам на 25%. Постановление правительства выйдет сегодня, заявил накануне вице-премьер Аркадий Дворкович. Не исключено, что позже будет введен дифференцированный тариф: чем больше пробег, тем меньше платит владелец машины. Такую идею поручил проработать господин Медведев, назвав ее "экономически разумной". По данным "Ъ", обсуждался вариант 50-процентной скидки при ежегодных пробегах более 65 тыс. км для физлиц и более 90 тыс. км для юрлиц. Кроме того, премьер пообещал дать поручение разработать поправки к КоАП, увеличивающие штрафы за неоплату проезда в рамках "Платона", не уточнив конкретных сумм (сейчас 5-10 тыс. руб.). Господин Дворкович уточнил, что планируется "небольшое" увеличение санкций и что они могут вступить в силу уже во второй половине года после рассмотрения Госдумой.

Напомним, сначала, в 2015 году, тариф "Платона" планировалось установить на уровне 3,73 руб. за 1 км и ввести штрафы за неоплату проезда до 1 млн руб. После массовых акций протеста дальнобойщиков и обращений бизнеса был введен так называемый льготный тариф — 1,53 руб. за 1 км, который планировалось поднять до 3,06 руб. за 1 км с 15 апреля 2017 года. 31 января вышло соответствующее постановление правительства РФ, которое теперь будет скорректировано. Новый тариф вчера назван не был, но, исходя из заявлений Дмитрия Медведева и Аркадия Дворковича, ставка составит 1,9 руб. за 1 км. Эту цифру "Ъ" подтвердили и участники встречи с премьером.

Подсчеты, основанные на данных оператора "Платона" компании РТИТС, показывают, что сегодня среднемесячные сборы от оплаты проезда составляют 1,3 млрд руб. При тарифе 3,06 руб. они бы составили 2,72 млрд руб., при тарифе 1,9 руб.— 1,68 млрд руб., или 20,2 млрд руб. в год, что на 14 млрд меньше запланированного ранее.

"Данное решение выглядит как спланированный политический ход,— считает начальник отдела российского экспедирования логистической компании "Даксер" Алексей Черкашин.— Объявили о поднятии тарифов, выждали, а накануне введения сделали небольшой откат". По его мнению, на работе транспортных компаний и отрасли повышение тарифа не скажется. "Кто готов работать, тот будет продолжать работать в сложившихся условиях, а несогласные уже давно ушли с рынка,— считает он.— Остались, конечно, еще те, кто находится на распутье. Время покажет, останутся они в этом бизнесе или нет". "Эти вопросы неоднократно обсуждались на рабочих группах, встречах в Минтрансе с участием представителей правительства, бизнеса,— полагает председатель профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко.— Видимо, власти, опасаясь накала социальной напряженности, более подробно изучили вопрос, взвесив плюсы в виде дополнительных поступлений в дорожные фонды и минусы в виде дополнительной нагрузки на бизнес".

Глава общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин назвал решение господина Медведева "тяжелым компромиссом": "С точки зрения ущерба, которые наносят грузовики дорогам, тариф надо, конечно, повышать, с точки зрения бизнеса — не надо". Господин Блинкин заметил, что регионы очень рассчитывали на деньги от "Платона". Планировалось собрать в рамках системы около 34 млрд руб. в 2017 году и направить деньги на ремонт региональных дорог, мостов и строительство объектов транспортной инфраструктуры.

Что нужно знать о системе «Платон»

Конституционный суд рассмотрел запрос депутатов Госдумы от КПРФ на вызвавшее массовые протесты дальнобойщиков введение системы «Платон». Депутаты утверждали, что плата является налогом, но введена не федеральным законом, а постановлением правительства и это противоречит 57-й статье Конституции.

«Платон» — российская система взимания платы с грузовиков разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Название системы является сокращением от выражения «плати за тонну». Предполагается, что деньги взимаются с перевозчиков в счет возмещения вреда, который грузовики наносят дорожному покрытию.

p2Управление системой обеспечивает компания-концессионер: она собирает с владельцев грузовиков плату за проезд, направляет ее в бюджет РФ, а взамен получает от государства средства для компенсации понесенных на запуск и эксплуатацию системы расходов.

Распоряжением правительства от 29 августа 2014 года концессионером стала компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). 50% РТИТС принадлежит Игорю Ротенбергу, 50% — «РТ-Инвест», инвестиционной компании госкорпорации «Ростех». Система была запущена 15 ноября 2015 года. За первые четыре месяца работы «Платон» собрал в российский дорожный фонд около 4,8 млрд руб., а в системе было зарегистрировано 665 тыс. транспортных средств, принадлежащих 225 тыс. владельцев.

На первом этапе работы над системой (2013–2014 годы) Росавтодор планировал провести конкурс и даже начал сбор заявок — в 2014 году среди участников были, например, французская компания Vinci, итальянская Autostrade, немецкая Siemens и словацкая SkyToll. Как поясняли представители Росавтодора, от конкурса было решено отказаться в связи со «сменой геополитической обстановки» и «соображениями национальной безопасности».

В апреле 2016 года Арбитражный суд Москвы отклонил иск блогера Алексея Навального и предпринимателя Ивана Жданова к компании РТИТС. Истцы утверждали, что принятие концессионного соглашения между Росавтодором и РТИТС без проведения необходимых конкурсных процедур было незаконным. По мнению ответчиков, чью сторону принял суд, соглашение было подписано на основании специального распоряжения правительства России, предоставляющего право определения концессионера без конкурса.

Во сколько обходится «Платон» дальнобойщикам

Действующий тариф — 1,53 руб. за километр. Ранее планировалось, что он вырастет до 3,06 руб./км уже с 1 марта, однако в феврале правительство продлило действие текущего тарифа. Кроме того, было продлено действие льготного периода до 30 июня 2017 года: до этой даты тарифы не будут индексироваться в соответствии с инфляцией.

p3За первое нарушение порядка оплаты нужно заплатить 5 тыс. руб., за повторное — 10 тыс. руб. Штраф накладывается на собственников транспортных средств, за исключением тех случаев, когда грузовик принадлежит иностранному перевозчику: в таком случае штраф оплачивает водитель. Изначально штрафы составляли от 5 тыс. до 1 млн руб., однако были пересмотрены Госдумой в связи с массовыми протестами дальнобойщиков.

Водители могут вносить плату в систему двумя способами: через покупку маршрутной карты или использование специального бортового устройства. В первом случае водитель заранее определяет и оплачивает маршрут своей поездки. При использовании бортового устройства пройденное грузовиком расстояние определяется с помощью навигационных систем GPS/ГЛОНАСС, а средства списываются со счета владельца автоматически.

Кто получает деньги от «Платона»

Концессионное соглашение Росавтодора с РТИТС было заключено на 13 лет. Согласно договору, государство выплачивает РТИТС фиксированную сумму в 10,6 млрд руб. в год за эксплуатацию системы. Предполагается, что эти деньги будут составлять лишь часть от собранных «Платоном» средств и не станут нагрузкой для государственного бюджета.

По утверждению генерального директора РТИТС Александра Советникова, в разработку системы было вложено более 29 млрд руб., из которых 27 млрд руб.— кредит Газпромбанка, а остальное — собственные средства акционеров. Перед запуском системы планировалось, что «Платон» позволит пополнить дорожные фонды на 50–60 млрд руб. в год. Однако снижение первоначально установленных тарифов (с 3,73 руб. до 1,53 руб. за километр) значительно снижает потенциальные доходы от системы.

Кроме того, в феврале Минтранс и Минфин предложили законопроект, разрешающий засчитывать плату, внесенную в систему «Платон», в счет транспортного налога, что также может снизить совокупное количество средств, получаемых бюджетом (напомним, что региональные дорожные фонды формируются в том числе за счет транспортного налога).

Протесты против «Платона»

Введение системы «Платон» вызвало массовое недовольство и протесты дальнобойщиков. Первые протесты начались еще до старта системы, 11 ноября 2015 года, и активно продолжались в течение ноября и декабря. Недовольство вызывали как высокие тарифы и штрафы, так и тот факт, что деньги собирает частная компания, а не государство.

Дальнобойщики выезжали на дороги, намеренно тормозя поток машин. В Перми протестующие сформировали колонну из 90 машин и ехали со скоростью 40 км/ч, образовав шестикилометровую пробку. В Екатеринбурге около 200 дальнобойщиков собрали пробку длиной 8–10 км на кольцевой автодороге. Водители грузовиков из Петербурга, в свою очередь, спровоцировали пробку на Московском шоссе и Кольцевой автодороге, двигаясь со скоростью 5–10 км/ч. Забастовка в Тверской области закончилась трагедией: 19 ноября в толпу протестующих вдоль трассы М10 въехал тягач с прицепом, один человек погиб, а три были госпитализированы.

Одна из самых крупных акций протеста прошла в Дагестане: сами протестующие заявляли об участии более 17 тыс. человек, а местные СМИ сообщали о том, что грузовики растянулись вдоль трасс на 57 км. В ноябре дальнобойщики угрожали пойти маршем на Москву — помимо дагестанских водителей в акции приняли участие активисты из 16 регионов. 4 декабря протестующие частично перекрыли МКАД, оставив для движения легковых автомобилей лишь одну полосу. После этого дальнобойщики организовали протестный лагерь на парковке торгового центра «Мега-Химки», где в январе 2016 года находилось до 40 дальнобойщиков на своих автомобилях.

Протесты позволили дальнобойщикам добиться некоторых послаблений: в ноябре Минтранс согласился снизить тариф с 3,73 руб. до 1,53 руб. за километр, а также временно освободил водителей от уплаты штрафов. В декабре 2015 года Владимир Путин заявил, что система «Платон» не будет ликвидирована, однако призвал освободить грузовики от транспортного налога.

В апреле 2016 года дальнобойщики провели еще одну акцию протеста: на площади Яузские Ворота в Москве прошел митинг, поддержанный КПРФ. По данным организаторов, в нем приняло участие около 250 человек.

Как защищали «Платон»

14 декабря 2015 года Минтранс на своем сайте ответил на рекомендации Совета по правам человека при президенте России относительно «Платона». По мнению ведомства, «плата с грузовиков массой более 12 тонн является адресной и взимается только с тех, кто, во-первых, пользуется дорогами как средством получения прибыли, во-вторых, наносит максимальный вред, и, в-третьих, фактически выезжает на федеральные трассы в коммерческих целях».

Президент Владимир Путин, отвечая 17 декабря 2015 года на ежегодной пресс-конференции на вопрос про систему, отметил, что «все сборы, которые поступают от так называемой системы “Платон”, все 100% идут не кому-то в карман, они идут 100% в дорожный фонд Российской Федерации, до последней копейки. И оттуда все эти сборы до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах Российской Федерации».

В тот же день до пресс-конференции его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что «компания-оператор не принадлежит сыну Аркадия Ротенберга. Это совместное предприятие. Собственно, ставя свою подпись под документом, который вы упомянули, конечно, президент детально разобрался в этой теме».

10 марта 2016 года бизнес-омбудсмен Борис Титов на заседании совета по предпринимательству при президенте Татарстана выразил свою точку зрения. «Сейчас никто не говорит об отмене “Платона”, вероятность отмены “Платона” — одна миллионная. Система пошла, она внедрена, затрачены очень серьезные деньги. Когда мы начали этим заниматься, мы поняли, что обратной дороги не будет»,— отметил уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей.

14 апреля 2016 года РБК сообщила об отзыве Минфина в Конституционный суд на систему. По мнению представителей ведомства, для платы за проезд характерна свобода выбора, не свойственная налоговому платежу. Налоги платить нужно в обязательном порядке, а перевозчики могут выбрать любой способ перевозки, а также отказаться от использования большегрузных автомобилей и, следовательно, не платить сбор, отмечают в министерстве.

Аналоги «Платона» в других странах

Системы, аналогичные «Платону», функционируют и в других странах. В Германии оператором программы является частная компания Toll Collect: плата взимается с грузовиков массой более 7,5 тонны и зависит от количества осей транспортного средства и уровня выбросов: тарифы составляют от 8 до 22 евроцентов за километр (от 6 руб. до 16 руб.). Как и в России, оплата производится с помощью бортовых устройств или через оплату заранее выбранного маршрута.

В Австрии сбором платежей занимается компания ASFiNAG, принадлежащая государству. За каждый километр пути австрийские дальнобойщики должны платить от 15 до 44 евроцентов (от 11 руб. до 33 руб.). В 2015 году ASFiNAG инвестировала около €500 млн в постройку новых дорог и около €485 млн в ремонт уже существующих трасс и поддержание инфраструктуры для сбора средств с грузовиков. В 2010 году ASFiNAG и Toll Collect запустили сервис TOLL2GO, предназначенный для тех, кто использует грузовой транспорт в обеих странах.

В Словакии аналог «Платона» управляется частной компанией SkyToll: сбор взимается с грузовиков массой более 3,5 тонны, однако действует лишь на некоторых дорогах. Тарифы составляют от 9 до 24 евроцентов за километр пути (от 7 руб. до 18 руб.) в зависимости от массы грузовика и соответствия экологическим стандартам.

Александр Журавлев, Ольга Дорохина, Дмитрий Шелковников, Иван Буранов
По материалам сайтов Коммерсант, Ъ

Книги по складской, транспортной, закупочной логистике читать on-line

© 2017