Горячая линия

(пн-пт 9.00 - 18.00)

+7 (925) 097-15-67

+7 (925) 097-16-18

+7 (925) 097-16-12

  • Русская версия
  • English version

Прогнозы развития железнодорожных перевозок

Погрузка на сети РЖД за февраль превысила предварительные прогнозы. В сравнении с февралем прошлого года нынешняя среднесуточная погрузка выросла на 0,3%, составив при этом 93,9 миллионов тонн, что на 3,2% ниже февральских прошлогодних показателей. По сути, эту разницу определил лишний февральский день високосного 2012 года. Эксперты, анализирующие свежие данные, обозначают, хотя и с определенной сдержанностью, перспективы дальнейшего роста.

Ранее сообщалось, что в начале года стартовые показатели ориентировались на рекордные данные года 2012-го, в котором было действительно много неожиданных моментов, таких, как существенное возрастание грузооборота на сети желдорог. При этом январь 2012-го в сравнении с 2011-м годом оказался для ОАО «РЖД» сверхрезультативным: +4,8%. Но в целом, за год рост получился только 2,4%.

По мнению экспертов, ситуация в 2013 году может развиваться зеркально: отечественный рынок железнодорожных грузоперевозок ушел в минус с начала года и начнет медленное восстановление как результат общеэкономического повышения активности и наблюдающегося в строительном секторе оживления. Игорь Краевский, старший аналитик ФГ БКС, отмечает, что операционные оценки РЖД показателей за март могут несколько понизиться, но по возможным итогам 2013 года экстраполяция прогнозов обещает рост на 0,7%. Впрочем, по мнению аналитиков, не исключается и более активная динамика возрастания погрузки на желдорогах страны. Более существенным может оказаться фактический рост, и составит он до 1,5%.

Михаил Ганелин, аналитик Sberbank CIB, также проявляет сдержанный оптимизм: по его оценке, уже к середине года строительный сектор со своей сезонностью может себя проявить положительным драйвером. Погрузка грузов строительного назначения в феврале действительно снизилась на 11,7%, но достаточным ли окажется спрос на внутреннем рынке для подстегивания строительных производственных мощностей – пока совершенно не очевидно. С одной стороны, в планах правительства ближайшие пять лет вводить ежегодно до 5 миллионов кв. метров жилья, при этом доведя жилищное строительство страны до объемов 90 миллионов кв. метров за год. Но Министерство регионального развития собирается, с другой стороны, в максимальной степени приближать большие площади строительства к производственным мощностям строительных материалов, удешевляя этим стоимость за один квадратный метр.

Как считает руководитель ведомства Игорь Слюняев, вблизи строительства особенно важно иметь производство песка, щебня и цемента, для которых транспортные расходы составляют в себестоимости более 18%. «Если эта проблема будет решена, транспортные издержки могут быть сокращены на 10%», - дополнил глава Минрегиона.

Андрей Голубчик, один из партнеров юридической фирмы Marsh & Wilts, считает, что на показатели работы грузового железнодорожного транспорта в качестве основных факторов могут влиять вопросы экономики организации перевозок.

«На грузообороте не мог не отразиться безудержный прошлогодний рост ставок на выделение железнодорожных собственных вагонов. Многие компании, как малые, так и средние, к подобным затратам оказались не готовы и вынуждены были кардинально пересматривать логистику транспорта, чтобы зависеть от железной дороги в минимальной степени, а некоторые просто закрыли бизнес», - говорит эксперт. Оставшиеся на рынке начали искать альтернативные транспортные варианты. Так, на автомобильный транспорт была переведена большая часть грузов строительных и лесных, химикатов и промсырья. И хотя в 3-4 последних месяца появилась тенденция некоторого снижения арендных ставок за использование подвижного состава, на ситуацию в целом она пока не оказывает положительного влияния.

Как считает А. Голубчик, повышение стоимости доставки привело и к снижению объемов экспорта. Российский экспорт – это преимущественно сырье с невысокой степенью передела, то есть товар недорогой, и его добавленная стоимость невысока. На мировом рынке, который постепенно выходит из кризиса, дорогое сырье спросом не пользуется. «Тысячи контрактов, касающиеся экспорта продукции, в 2013 году были или расторгнуты, или вообще не подписаны», - отмечает он.

Итак, прогнозирование перспектив грузовой работы сети РЖД остается разнонаправленным, и определяющей может послужить скорее конъюнктура внешнего рынка, чем ориентация на внутренний спрос.

Книги по складской, транспортной, закупочной логистике читать on-line

© 2017