Горячая линия

(пн-пт 9.00 - 18.00)

+7 (925) 097-15-67

+7 (925) 097-16-18

+7 (925) 097-16-12

  • Русская версия
  • English version


Перевозчики «отказываются от хлеба» и «лишнего веса». Тихо, мирно, без пикетов

29 Января 2019

Пока у «перегрузов» есть мотивированные сторонники в контролирующих органах, «умные весы» на дорогах не помогут, предупреждают эксперты

Забастовка перевозчиков, отказывающихся вести зерно по «нечестным» тарифам либо с перегрузом, расширяет географию. Начавшись в Ставрополье, Краснодаре и Ростове, к акции на данный момент присоединились Дагестан, Воронеж, Саратов, Самара и Курск. Об этом «Логирусу» сообщил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

– Тарифы на транспортировку несправедливые. Перевозчик много лет терпел и вынужденно возил с перегрузом. Но терпение не бесконечно и вот оно лопнуло. Действующий сейчас тариф колеблется в коридоре от 1,4 до 1,5 рубля за тонну. Расходы на топливо в нем составляют порядка 70%. И это при том, что уже при затратах на топливо в размере 30-40%, достигается предел порога рентабельности перевозчика при условии соблюдения законодательства, – пояснил Владимир Матягин.

История вопроса

Зерновозы «закипели» от перегрузов и грозят приостановкой перевозок

Рухнувший в Воронежской области мост «покалечил» шестерых

Деньги или жизнь: к чему приводят перегрузы?

Пла́чу и плачу́ или особенности национального проезда зерновозов

По данным координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, общее количество протестующих составляет 300, максимум 500 машин. Более точными статданными организация не располагает, так как «организационного ядра у этих акций протеста нет». Отказ от перевозок носит в большей степени стихийный характер и в нем участвуют преимущественно индивидуальные предприниматели, отмечает собеседник «Логируса».

По имеющимся у Владимира Матягина сведениям, региональные власти не предпринимают попыток общения с мирно протестующими перевозчиками. К активистам приезжают только представители правоохранительных органов для того, чтобы следить за тем, как перевозчики себя ведут.

– Сейчас мы налаживаем контакт с инициативными группами из регионов, чтобы попытаться направить их в рамки правового поля. В частности, 28 января я разослал обращения к протестующим, – сообщил Владимир Матягин.

Чтобы остановить потоки перегруженных машин и стабилизировать ситуацию с ценообразованием, президент ассоциации «Грузавтотранс» предложил протестующим в рамках ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» организовать пункты общественного контроля в местах весогабаритного контроля, где имеются факты пропуска перегруженных фур. Перевозчики не могут на законных основаниях вмешиваться в деятельность контролирующих органов, но они имеют право фиксировать нарушения, подчеркнул собеседник «Логируса».

И первые видеодоказательства не заставили себя долго ждать. На любительской съемке прекрасно видно, как на одном из терминалов в Краснодарском крае стоит фура, с наращенными бортами, «загруженная под завязку». Перегруз в данном конкретном случае, мягко говоря, бросается в глаза. По словам автора ролика, в грузовике около 78 тонн зерна. И он как-то доехал от элеватора до места разгрузки. Через все посты и пункты контроля.

При этом пока «заинтересованных в перегрузе остается больше, надеяться на решения проблемы через АСВГК не приходится», предупреждает заместитель генерального директора Smartseeds (LR. IT-платформа для автоматизации автоперевозок сельскохозяйственных грузов по модели Uber for X с использованием электронного документооборота) Тарас Коваль. Так как «мотивированные» контролирующие органы будут помогают объезжать весы АСВГК, продавая «тряпочку», как говорят в Ростове-на-Дону, или разрешая объезд весов через стоянку, как в Новороссийске. Пока сопротивление людей, заинтересованных в перегрузе и имеющих рычаги влияния, очень сильное, вариантов найдется много, резюмирует эксперт. 

В течении нескольких десятилетий сложилась ситуация, при которой внутренняя часть рынка поставок зерна на экспорт была существенно криминализирована, включая логистику, констатирует Тарас Коваль. Долгое время между покупателем и продавцом зерна существовали посредники, получившие название «CPT-ишники» (LR. Carriage Paid To – условия поставки, при которой продавец берет на себя все расходы по транспортировке продукции), которые обеспечивали подачу машин и осуществление деятельности финансовой схемы с уходом от НДС. С подписанием в мае 2017-го хартии АПК ситуация и модели ведения бизнеса начали меняться с ужесточения контроля НДС. В результате, одна часть товара стала закупаться экспортерами на условиях EXW (LR. условия поставки, при которых продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом указанном месте), а другая – доставляться частично «обелившимися СРТ-шниками». 

– Я могу только предположить, что пока существовали всякие «черные схемы» с неучтенным зерном, был и «черный нал». Перевозчику могли накинуть что-то сверху до тех самых 1,3-1,4 рубля за тонно-километр. Сейчас же схемы продажи зерна обеляются. Посредников стало меньше, а те, что остались, больше платить не в состоянии, – рассуждает Валерий Войтко.

Еще больше накалила и без того взрывоопасную ситуацию в южных регионах проблема перегрузов. И вопреки расхожему мнению сами грузоперевозчики в них не заинтересованы, подчеркивает Тарас Коваль. В первую очередь главные интересанты – как зернотрейдеры, так и экспедиторы. Так как в их руках находится формирование рынка, поясняет эксперт.

– На прошлой неделе я был по рабочим вопросам в Ростове-на-Дону и Таганроге. Встречался с некоторыми перевозчиками. В первую очередь они работают для обеспечения своих семей. Им некуда деваться. Им говорят: «Не ты поедешь, поедет другой. За забором очередь из желающих ехать». Но, на мой взгляд, наверное, большинство перевозчиков все-таки уже пришло к понимаю, что с перегрузом работать невыгодно, – полагает заместитель генерального директора Smartseeds.  

Как долго может продлится забастовка перевозчиков зерна никто из опрошенных «Логирусом» экспертов предположить не взялся. В то же время координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает, что в ближайшее время могут найтись «несколько игроков со стороны транспортных компаний, которые возьмут ситуацию в свои руки». В частности, к следующему сезону они могут оформить в лизинг несколько сотен единиц техники и занять места «отказников» на рынке.

– Если протестующие не смогут адаптироваться к новым условиям работы зернопроизводителей, их место займут другие. А то, что они не в состоянии адаптироваться, для меня факт, – заявил Валерий Войтко. – Они в подавляющем большинстве работали и работают через посредников. Они привыкли к тому, что им приносят «черный нал» в кабину.

Напомним, о возможности остановки перевозок зерна в южных регионах России стало известно еще на прошлой неделе. Перевозчики жаловались в «Грузавтотранс», что их буквально «заставляют ездить с перегрузом» и гробить дорогостоящие тягачи и прицепы. LR

Фото: newstracker.ru

Книги по складской, транспортной, закупочной логистике читать on-line

© 2019