Горячая линия

(пн-пт 9.00 - 18.00)

+7 (925) 097-15-67

+7 (925) 097-16-18

+7 (925) 097-16-12

  • Русская версия
  • English version


Санкционированные потери: за два года России был нанесен ущерб в 800 млрд рублей

15 Августа 2019

В 2014–2015 годах санкции замедлили экономику России на 1,2 п.п. Однако, основной причи-ной рецессии 2015 года стали не они

Санкционированные потери: за два года России был нанесен ущерб в 800 млрд рублей

Западные финансовые санкции повлияли на экономику России, но не были единственной движущей силой кризиса, уверены эксперты МГИМО и Центра экономических исследований — Института экономики (CERGE-EI) Чехии Анна Пестова и Михаил Мамонов, чье мнение приводит издание РБК. Замедление экономики началось примерно за год до введения санкций. Спад экономического роста продолжился в 2014 году, когда годовой рост ВВП составил 0,7% (при 3,7% в 2012-м и 1,8% в 2013 году).

Выводы, изложенные экспертами в статье «Стоит ли беспокоиться? Экономический эффект финансовых санкций на российскую экономику» основываются на прогнозах, сделанных по методике BVAR — байесовских векторных авторегрессий. Целью аналитиков была оценка экономического эффекта от введенных западными странами в 2014 году санкций.

История вопроса

«Больше санкций − больше экспорта». В первом полугодии больше почти на треть

Россиянам еще минимум год придется кушать брускетту с сыром «Российский». И никакой горгонзолы

Замедление экономики в тот период, по мнению авторов исследования, объясняется главным образом структурными проблемами — негативными демографическими трендами, избыточным регулированием, слабой деловой средой. Да, санкции ограничили доступ российских компаний к внешним займам, в результате чего в 2014–2015 годах объем корпоративного внешнего долга сократился на 25%. Кроме этого, одновременно резко упали цены на нефть. Всё это сильно отразилось на российской экономике, учитывая, что продажа нефти и газа составляет 70% российского экспорта товаров.

Поэтому, как отмечают эксперты, эффект от финансовых санкций был относительно скромным, но всё же существенным для большинства экономических показателей. Рост ВВП из-за санкций оказался на 0,43 п.п. меньше фактического в 2014 году и на 0,74 п.п. в 2015 году. Это означает, что в 2014–2015 годах экономика России фактически сократилась на 1,62%, а если бы санкций не было, сокращение составило бы 0,45%, то есть за два кризисных года санкций «отняли» у роста ВВП 1,17 п.п. В рублёвом эквиваленте потери экономики от санкций можно оценить более чем в 800 млрд в ценах 2011 года.

По расчетам экономистов, санкции оказали небольшой негативный эффект на потребительский спрос и инвестиции, заработную плату, инфляцию и денежную базу Центробанка. Отрицательный эффект санкций был наиболее заметен на ключевой процентной ставке, импорте и курсе рубля.

Как пояснила РБК автор доклада Анна Пестова, методика BVAR вполне оправданна для оценки влияния санкций, так как учитывает внутренний отклик российской экономической политики на внешний шок, связанный с ними. В частности, в сценарии с санкциями прогнозируется более жесткая монетарная политика, то есть более высокий уровень процентных ставок. Более высокие ставки дополнительно замедляют экономическую активность.

О незначительном прямом влиянии санкций на экономику заявляли также и аналитики рейтингового агентства АКРА. По их оценкам, намного весомее косвенный эффект санкций, выразившийся в изменении экономической политики и более консервативном бюджетном планировании. Аналогично оценивает причины рецессии и макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. По его мнению, резкое падение цен на нефть вызвало сокращение доходов федерального бюджета, и соответственно, падение бюджетных расходов (отмена индексации зарплаты госслужащим, пенсий и т. д.).

Напомним, что эксперты, опрошенные LR, по-разному оценивают влияние санкций на логистический рынок. Но все сходятся во мнении, что санкции дали импульс развитию как страны, так и сектора логистики: ограничения подталкивают к поиску новых маршрутов, партнеров и нестандартных решений в целом. LR

Книги по складской, транспортной, закупочной логистике читать on-line

© 2019